Математические корзинки: знакомство с пособием Воскобовича
Детский интернет-магазин «Робинзония» продолжает цикл публикаций, посвященный развивающим играм В. В Воскобовича. Сегодня мы бы хотели поделиться конспектами занятий по математическому развитию детей дошкольного возраста (в частности, младшего и среднего дошкольного возраста).
В качестве основного обучающего инструмента мы предлагаем использовать игру «Математически корзинки – 5» и математические карточки «Цифроцирк». Основная цель публикуемых нами конспектов – показать, как можно применить названную игру. Воспринимайте наши конспекты занятий как основу для вашего собственного педагогического творчества. Трансформируйте конспекты по своему усмотрению, добавляя другие игры Воскобовича, игровые ситуации, виды деятельности и т.д.
Почему мы настоятельно рекомендуем переосмыслять любые конспекты занятий? Каждый детский коллектив уникален, и только его учителю известны его насущные потребности и интересы. Поэтому насколько удачным ни казался бы тот или иной учебный план, разумно перед его применением подумать, как его сделать максимально интересным и полезным для конкретной группы учеников.
Прежде, чем перейти непосредственно к конспектам занятий, давайте сформулируем основные образовательные цели применения игры «Математические корзинки» и карточек «Цифроцирк»:
данные пособия отлично подойдут для обучения счету, формирования представления о количественном составе чисел, развитию мелкой моторики.
Конспект занятий по математическому развитию в младшей группе с игрой «Математические корзинки 5» и математическими карточками «Цифроцирк».
Цель: помочь детям систематизировать знания об осени, обучать их счету в пределах 5, развивать их сенсорные способности, способность к концентрации внимания и логически мыслить.
Материалы: игра «Математически корзинки – 5» и математические карточки «Цифроцирк».
Примечание: занятие рассчитано на проведение в сентябре; предполагается , что дети уже знакомы с другими развивающими играми В. В. Воскобовича и его авторскими персонажами
Содержание плана
Педагог: Добрый день, дети! Кто знает, какое сейчас время года?
(выслушивает ответы детей)
Какие тут умницы собрались! Конечно же, осень. А знаете, как называется первый осенний месяц?
(выслушивает ответы)
Конечно, это сентябрь! У кого-нибудь бабушка живет в деревне? А, может, быть есть дача? Поднимите руки, кто ездит в деревню или на дачу.
(педагог и дети смотрят на поднявших руки; далее педагог выборочно обращается к тем, кто поднимал руки)
(Имя ребенка), у твоей бабушки есть огород? А что она собирает с него осенью? (ребенок называет один фрукт или овощ, далее педагог переходит к другому ребенку) (Имя ребенка), а у тебя на даче что выросло?
(педагог старается задействовать всех детей, которые поднимали руки и затем переходит к тем, кто их не поднимал)
Молодцы! Какие у вас дедушки, бабушки и родители. Как много хороших овощей и фруктов они вырастили. Но ведь урожай можно собрать не только в огороде. Кто еще знает, где можно собрать урожай по осени?
(педагог старается дать возможность высказаться тем детям, которые еще не отвечали)
Конечно! В лесу тоже можно собрать хороший урожай! А что растет в лесу?
(выслушивает ответы)
Да, и грибочки, и ягоды, и орехи. Столько вкусных и полезных вещей. А жители Фиолетового леса тоже обожают грибы и каждую осень стараются сделать перед зимой запасы. Сегодня мы познакомимся с вами с двумя новыми зверушками, которые живут в Фиолетовом лесу. Это ежик- в-иголках-с-головы-до-ножек и зайка-запасайка (показывает ученикам карточки и размещает их удобным образом, чтобы они были видны всем детям*). Сегодня они пойдут в лес по грибы с вот этими корзинками. (педагог обращает внимание учеников на «Математические корзинки»). Давайте с вами посмотрим на ежика. Кто-нибудь знает, на какую цифру он похож?
(дети отвечает)
Правильно на единичку! А на какой корзиночке вы видите единичку? (дети показывают корзинку) Давайте теперь посмотрим на зайку. Какой необычный зайка. Что-то он мне напоминает. Может, какую-то цифру?
(дети отвечают)
Точно! Он похож на двойку. А где у нас корзинка с двойкой?
(дети показывают корзинку)
Вот умницы! Ну что, ежик и зайка готовы отправиться за грибами?
(дети отвечают)
Здорово! Ну-ка давайте посчитаем, сколько дырочек в корзинке ежика?
(дети отвечают)
Да, всего одна. И сколько же грибов туда поместится?
(дети отвечают)
Тоже один! Молодцы! Посчитайте, сколько дырочек в зайкиной корзинке?
(дети отвечают)
Правильно! А сколько они грибов сможет унести?
(дети отвечают)
Давайте поможем и зайке собрать грибы. Правильно. Зайка и ежик взяли корзинки и пошли со своими запасами домой, но на тропинке им попалась кочка, и они упали. Корзинки перепутались. Поможем зверушкам с корзинками?
(дети отвечают)
Какие вы у меня добрые! Какая корзинка нужна ежику?
(дети показывают корзинку с единичкой)
А какая зайкина?
(дети показывают корзинку с двойкой)
Вот молодцы. Друзья так обрадовались, что у вас все получилось, что решили по дороге домой спеть песенку.
В завершении урока педагог поет с детьми короткую песню, которая тематически связана с уроком и обсуждаемыми на ней предметами (осень, урожай, зверушки и т.д.) Песня выбирается в соответствии с уровнем развития детей и изученным до этого материалом. Таким же образом на следующем занятии можно проработать прогулку за грибами для остальных персонажей Цифроцирка: Мышки-тройки, Крыски-четверки и Собачки-пятерки.
Чтобы детям не было скучно, можно предложить им познакомиться с разными видами грибов: белыми, лисичками, подосиновиками, мухоморами и т.д. Это внесет разнообразие в ход уроков, а заодно позволит познакомиться с видами съедобных грибов и ядовитым.
В следующем конспекте мы рассмотрим, как организовать занятие с видами грибов.
Здесь второе занятие.