Учимся играть с «Логоформочками» В. В. Воскобовича, урок №7

Тема занятия №7 с Логоформочками-3: игра «вершки-корешки»

 

Цель: 

  • закрепить у детей понимание пространственных характеристик «верх» и «низ»,
  • познакомить их с понятием «горизонтальный», «вертикальный», «диагональ»,
  • способствовать развитию умения сравнивать форму двух фигур и находить похожие элементы,
  • понимать простейшие закономерности и применять их в своих действиях.

 

Материалы: 

  • игровое пособие «Логоформочки-3» на каждого ребенка (в идеале),
  • линейка или иной предмет вытянутой формы, чтобы обозначить горизонталь, вертикаль и диагональ,
  • картинки для отработки новых понятий (это могут быть картинки с предметами, у которых имеется выраженная горизонталь, вертикаль, диагональ: к примеру, лавочка, напольная лампа, телевизор и т.д.).

 

Примечание: 

  • предполагается, что дети знакомы с названиями основных цветов, геометрических фигур, успели поиграть с пособием «Логоформочки-3» и хорошо ориентируется в составных фигурах этого пособия,
  • знают понятия «право», «лево», «верх», «низ»,
  • умеют сравнивать составные части сложных фигур.
  •  

Содержание

 

Педагог. Добрый день, ребята! С какой игрой мы познакомились в прошлый раз? (дети вспоминают про «вершки-корешки») Сегодня мы сыграем в нее по-новому. Но для этого нам с вами надо выучить три новых слова.

Помните, какой ряд мы заполняли «корешками»? (дети показывают верхний горизонтальный ряд) Правильно, когда фигурки у нас выстраиваются в строчку, это называется горизонтальный ряд. Видите, линеечка у нас лежит. Запомним, это горизонтальный ряд (это предложение сопровождается наглядным действием: педагог прикладывает линейку к горизонтальному ряду)

А какой ряд мы заполняли с вами «вершками»? (дети показывают левый вертикальный ряд). Точно! Когда фигурки выстраиваются в столбик, получается вертикальный ряд. Здесь у нас линеечка стоит. Запомним, это вертикальный ряд (это предложение сопровождается наглядным действием: педагог прикладывает линейку к вертикальному ряду)

Но бывает не только горизонталь и вертикаль. Смотрите, фигурки могут идти от уголка к уголку. Здесь у нас линейка пойдет наискосок. (педагог прикладывает линейку к диагонали). Это называется диагональный ряд.

(педагог достает подготовленные картинки с предметами, в которых четко прослеживается горизонталь, вертикаль, диагональ)

На какой из этих картинок вы видите горизонталь? (дети показывают) А где вертикаль? Где мы видим диагональ?   

Давайте-ка вспомним, если линеечка лежит, это у нас…(дети сами или с помощью педагога называют горизонталь). Если линеечка стоит…(дети отвечают, что это вертикаль). Если линейка идет наискосок (дети отвечают, что это диагональ).

А в каких предметах вокруг нас мы можем найти горизонталь, вертикаль, диагональ? (чтобы упражнение было более наглядным, педагог может предложить детям подходить с линейкой к выбранному ими предмету и находить горизонталь/вертикаль/диагональ).

Отлично, теперь, когда мы знаем целых 3 новых слова, мы можем по-новому сыграть в «вершки-корешки». Давайте вынем все фигурки (педагог ждет, пока дети сделают это) и найдем среди них треугольник. Куда мы его поставим? (дети показывают и ставят треугольник в нужную ячейку) Одному треугольнику очень одиноко на этом поле, давайте добавим ему друзей. Какие фигуры мы поставим в горизонтальный ряд? (дети находят гриб и вазу) А чем они похожи? (дети сами или с помощью педагога приходят к выводу, что общий у них «корешок» — нижняя часть, которая является трапецией). А какие фигуры мы поставим в вертикальный ряд? (дети находят кораблик и башенку) Здорово! А что общего у фигур в вертикальном ряду? (дети должны прийти к выводу, что общий у них «вершок» – маленький треугольник).

Если у детей сохраняется интерес к этой игре, можно выложить горизонтальный и вертикальный ряды от квадрата в правом нижнем углу. Если наблюдается потеря интереса, лучше перенести эту игру на следующее занятие.

Здесь восьмое занятие с логоформочками-3.

Добавить комментарий