Методика Воскобовича: развиваем ребенка от 1,5 лет до школы

Методика Воскобовича:  гармоничное развитие ребенка от 1,5 лет до школы   Родители и педагоги, искренне заинтересованные в развитии детей, много слышали про методики Монтессори, Домана, Никитина. На наш взгляд, в этом списке не хватает еще одного имени. Автора игр, которые используют в детских садах по всей России. Речь пойдет о методике Воскобовича. 

Мы знакомы с ней с открытия нашего интернет-магазина в 2011 г. Поэтому в рамках материала поделимся не только ее историей, но дадим конкретные рекомендации: как родители и воспитатели могут извлечь из нее пользу, что можно купить для домашнего использования, а что пригодится только в детском саду.

Как возникла методика Воскобовича?

В семье автора, Вячеслава Вадимовича. Физика по образованию и барда по призванию. Детство его собственных детей пришлось на непростые 90-е гг. Магазины не баловали разнообразием игрушек, тем более полезных. Но развивать ребят хотелось – интеллектуально и творчески. Предприимчивый отец заинтересовался альтернативной педагогикой. Смотрел лекции, курсы и занятия, которые были передовыми для того времени. Захотел не просто скопировать чужой опыт, а создать свое. И создал – дело, которое помогло вырастить своих детей, а сейчас помогает развиваться ребятам по всей России. В 90-е гг. Вячеслав Вадимович создал Геоконт, Игровой квадрат, Складушки, Прозрачный квадрат, Прозрачная цифра, Математические корзинки, Игровизор, Коврограф Ларчик, Домино, Планета умножения и др. В течение нескольких лет педагог-новатор вел развивающие занятия для дошколят. Со временем его заметили, стали приглашать на семинары в родном Санкт-Петербурге и других городах. Хотя время было непростое, методика Воскобовича быстро набирала популярность. К 1997 г. его игры использовались в 90% детсадов Санкт-Петербурга (по данным Комитета по образованию). В 1998 г. его Чудо-Крестики 2 получили статус «Лучшего изделия» на московской выставке.

Новаторский дух автора не угас со временем. Почти каждый год мы с удивлением наблюдаем, как он совершенствует то, что нам давно знакомо, и создает новое. На этом фото мы собрали для примера некоторые новинки 2018 г.

 

 

Чем методика Воскобовича выделяется среди остальных?

Наш интернет-магазин существует с 2011 г. Мы постоянно ищем, чего бы новенького, интересного, эффективного предложить нашим покупателям? Стараемся найти новые имена и разработки в России и за рубежом, но пока методика Воскобовича выигрывает. Подробно расскажем почему.

Ее можно использовать от ясельного возраста до школы

Знаменитые карточки Домана пригодны в период от рождения и максимум до 3 лет. Игрушки по Монтессори, если применяются для развивающихся по возрасту детей, интересны лет до 4 максимум. С играми Вячеслава Вадимовича можно начать знакомство в 1,5 годика и постепенно подключать новые – вплоть до 1-2 класса. Не обязательно работать с методикой Воскобовича, чтобы убедиться в этих цифрах. Для интереса можете заглянуть в его раздел и лично оценить, что и для какого возраста подходит.

Она развивает ребенка, а не отдельные навыки: интеллект+мелкая моторика+творчество+подготовка к школе

Получился длинный заголовок, но зато он отражает все, что методика Воскобовича развивает в ребенке. И если честно у других именитых авторов мы такой универсальности не обнаружили. К примеру, игрушки по Монтессори развивают интеллект, моторику и творческий подход, но к школе ребенка не готовят. С карточками Домана все еще печальней: все упирается в чтение (и на наш взгляд, эффективность их очень спорная). Наследие Никитина мы уважаем, но и оно уже не охватывает всех областей, которые важны для современных детей. Она отлично развивает интеллект, творчество, мелкую моторику и даже математическое мышление, но чтение не охватывает. Вячеслав Вадимович учел все, что школа и жизнь в целом требует сегодня от детей. Причем, как правило, одно пособие развивает сразу несколько навыков. 

Примеры:

конструкторы из серии Чудо-Крестики направлены на складывание фигурок по образцу и по своей задумке – это развивает логику, фантазию и мелкую моторику;

со шнуровками вроде Яблоньки, Ромашки, Снеговика дети составляют слова из букв – это улучшает навык чтения, логику, фантазию и опять же мелкую моторику.

Такая универсальность очень удобна и для воспитателей, и для родителей. Не нужно придумывать несколько занятий на развитие каждого отдельного навыка. Взял одно пособие – и решил сразу несколько учебных задач.

Обучение в игровой форме

Идея игрового обучения не нова. Но Вячеслав Вадимович реализовал ее на новом уровне. Отличительная черта методики Воскобовича – практически к каждому пособию прилагается авторская сказка. Вопросы, упражнения и задания органично вплетены в сказочный сюжет. Получается, очень удобно и эффективно. Вы читаете сказку. Ребенок сопереживает персонажам сказки и помогает им преодолевать проблемы, выполняя учебные задания. На таком уроке нет скуки. Ребят не нужно принуждать к выполнению заданий, ведь им интересно, что будет дальше.

Пожалуй, лучше всего достоинства сказочного подхода продемонстрирует отрывок из сказки. Приведем здесь отрывок из сказки к Прозрачному квадрату. По сюжету мальчик Гео ищет дорогу из Фиолетового леса, а помогают ему в этом пластинки Прозрачного квадрата (в рамках сказки их называют нетающими льдинками):

«Ворон раскидал крылом Нетающие льдинки, а потом из четырех пластинок сложил какую-то фигуру.

— На что похоже? — спросил он. 

— На лошадку, — ответил Гео.

— Правильно. Лошадка ОШ, помоги, пожалуйста Малышу найти дороуг из Фиолетового леса.

Льдинки вспыхнули холодным светом и превратились в быстроногую лошадку ОШ».

К сказкам можно (но не обязательно!) купить готовых персонажей. Доступны маленькие персонажи на магнитах/липучках и большие на подставках. На фото лишь часть доступных персонажей.

 

Методика Воскобовича не стоит на месте. В 2018 г. вышел сборник «Умные игры в добрых сказках». Он рассказывает, как использовать пособия Вячеслава Вадимовича, читая детям русские народные сказки.

Методическая помощь в освоении

Это всегда было отличительной чертой методики Воскобовича: автор всегда был готов рассказать и показать, как на практике применять все, что он создал. Для этого проводятся семинары, выпускаются сборники с готовыми примерами уроков. Интересное в них найдут и новички, и опытные специалисты.

 

Что купить домой или в детский сад?

В этой части мы сосредоточимся на практических рекомендациях: что, кому и для каких целей стоит купить.

 Теремки

Для чего: чтение.

Что это: Теремки чем-то напоминают кубики Зайцева. Из них также можно складывать слова. Однако они заметно дешевле, компактней и отличаются конструкцией. В комплект входят 12 деревянных «сундучков» и 12 картонных вкладышей. Помещая вкладыши в разные «сундучки», получаем разные слоги. При этом невозможно сложить орфографически неправильные слоги (к примеру, жы/шы).

Читайка на шариках

 Для чего: слитное чтение слов по слогам, развитие беглости.

Что это: Самый недорогой материал не только в методике Воскобовича, но и во всем нашем ассортименте на развитие скорости чтения. Беглость вырабатывается за счет того, что ребенок отрабатывает за короткое время множество разных слогов. Выглядит Читайка как квадратик с загибающимися уголками. На этих уголках расположены слоги, из которых можно сложить более 100 слов. Попеременно загибая углы Читайки, ребенок получает разные слова и за счет повторения типовых слогов читает все быстрее и быстрее.  

Геоконт

Для чего: геометрия, пространственные отношения, мелкая моторика, логика.

Что это: Выглядит как доска с пластиковыми «гвоздиками» и резиночками. Резиночки натягиваются на «гвоздики». Так можно формировать геометрические формы и сложные фигуры.  

Ромашка, Яблонька, Снеговик, Парусник

Для чего: навык чтения, мелкая моторика.

Что это: фигурные шнуровки с металлическими кнопками. Возле каждой кнопки располагается буква. Дети прокладывают дорожки с помощью шнурка от кнопки к кнопке и составляют таким образом слова.   Чудо-конструкторы: Крестики, Соты Для чего: навыки конструирования фигур на плоскости, мелкая моторика, фантазия, логика. Что это: Фактически это конструкторы, из которых можно выкладывать фигурки на столе. К ним прилагается альбом фигурок, но ребята могут придумать и свои собственные.  

Игровой квадрат 2-х цветный/4-х цветный

Для чего: моделирование объемных фигур, логика, пространственное мышление, мелкая моторика.

Что это: На тканевый белый квадрат на одинаковом расстоянии приклеено 16 треугольников. С одной стороны они выкрашены в красный цвет, а с другой – в зеленый. Благодаря тканевой основе и промежуткам между треугольниками, вся конструкция легко гнется. Игровой квадрат чем-то это напоминает оригами. Из него дети складывают объемные фигурки по схемам из сказки.  

Прозрачный квадрат

Для чего: навыки конструирования фигур на плоскости, мелкая моторика, фантазия, логика.

Что это: Набор частично-окрашенных прозрачных пластинок. Окрашенные части представляют собой простые и сложные геометрические формы. Соединяя пластинки, можно получить разные фигурки. Складывать их можно по альбому и по своему желанию.

 

Математические корзинки

Для чего: количественный/порядковый счет, состав числа, сложение/вычитание.

Что это: Пожалуй, самый наглядный дидактический материал для обучения составу числа. Планшеты с вкладышами в виде корзинок с грибами. Каждая корзинка – это число. Играя с грибочками в корзинах, ребята получают наглядное представление о составе числа, знакомятся с азами арифметики.  

 

Что заказать в детский сад?

Товары, о которых мы рассказали выше, подходят и для дома, и для ДОУ. Однако в методике Воскобовича есть пособия, которые наиболее полно раскрываются только в групповой работе. Это Фиолетовый лес и Коврограф Ларчик.  

Фиолетовый лес

Для чего: всестороннее развитие от ясель до школы.

Что это: Коврик с очертаниями сказочных деревьев и набор разнообразных элементов: листиков, животных, птиц, цветов, следов и т.д. У Фиолетового леса нет конкретной обучающей цели. Это инструмент, который каждый педагог настраивает под себя. Помогают в этом многочисленные сборники с практическим опытом воспитателей. Для того, чтобы рассказать о нем, потребуется отдельный обширный материал. Вкратце можно описать его так: занятия с лесом можно начинать с 1,5 лет, знакомя малышей с животными, цветами, а продолжать их можно вплоть до школы, решая возникающие учебные задачи.   

Коврограф ларчик

Для чего: всестороннее развитие от ясель до школы.

Что это: Флагманский продукт методики Воскобовича. Аналог школьной доски из ковролина. Для удобства ковролиновое поле разделено на квадраты. К нему прилагается целый чемоданчик дидактических материалов: от кружочков и веревочек до букв и цифр. Коврограф Ларчик – такой же универсальный инструмент, как и Фиолетовый лес. Каждый педагог решает сам, как его использовать. ДОУ чаще всего покупают коврографы. По его использованию накопилось много информации. Педагоги могут свободно черпать ее из недорогих сборников (250-300 руб.).  

Добавить комментарий