Конспект занятия с игрой «Логоформочки– 5».
Тема урока №2: «перекрестки наоборот».
Цель: развивать умение находить фигуру по словесному описанию, умение находить предмет по пространственным ориентирам (номер ряда, справа, слева, снизу, сверху).
Материалы: игровое пособие «Логоформочки-5» на каждого ребенка (в идеале).
Примечание: учитывая сложность игрового пособия, целесообразно использовать его в подготовительной группе детского сада; этому занятию должен предшествовать 1-2 ознакомительных урока, чтобы дети хорошо ориентировались в новых составных фигурах.
Знания, навык и умения, необходимые для успешной работы с развивающей игрой «Логоформочки-5»:
- знание понятий «горизонталь», «вертикаль», «диагональ»;
- знание пространственных ориентиров (право, лево, верх, низ);
- знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, трапеция, полукруг);
- умение видеть, из каких эталонных фигур сложены составные фигуры на игровом поле;
- умение находить фигуру по словесному описанию;
- свободное владение счетом в пределах 5;
- знание базовых цветов (красный, зеленый).
Содержание
Педагог. Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы познакомились с вами с новой игрой. Помните, как мы с ней играли в прошлый раз? (дети отвечают) Да, эта игра называется перекрестки, а сегодня я предлагаю сыграть в перекрестки наоборот. Интересно, как это? (реакция детей) Здорово, тогда давайте подготовим поле: вынем с вами все формочки. Что, уже интересно?
Давайте найдем с вами фигуру для пересечения первого горизонтального ряда и пятого вертикального. Кто нашел ее, покажите? (дети отыскивают фигуру, показывают и ставят в соответствующую ячейку) На что она, по-вашему, похожа? (дети высказывают предположения) Для удобства будем называть эту фигуру «орех».
Чтобы сыграть с орехом в «перекресток наоборот», нам надо найти из чего получилась эта фигура, а для этого надо провести вертикаль и горизонталь. Куда мы поведем вертикаль, если фигура в самом верхнем горизонтальном ряду? (дети смотрят на поле и отвечают) Правильно вертикаль пойдет вниз и упрется прямо в… (дети находят фигуру и называют ее) Верно, это овал! Давайте вложим его в ячейку.
Куда мы поведем горизонталь, если наша фигура самая крайняя справа? (дети ориентируются по полю и отвечают, что горизонталь пойдет влево) Куда упрется горизонтальная линия? (дети находят фигуру на поле и отвечают) Верно, это круг!
А теперь давайте сыграем в «перекрестки наоборот» с фигурой во втором горизонтальном ряду и четвертом вертикальном ряду. Что это за фигура? (дети находят ее, демонстрируют педагогу и устанавливают в ячейку) Как вам кажется, на что она похожа? (дети делятся мыслями) Здорово, давайте договоримся, что это у нас будет «платье».
Давайте теперь проведем горизонталь и вертикаль через платье (для удобства можно приложить линейку). С орехом было просто определить исходные эталонные фигуры – они были крайние по горизонтали и вертикали, здесь немного сложнее. Здесь придется найти эталонные формы среди сложных составных фигур. Какую эталонную фигуру мы видим по вертикали? (дети находят овал, называют его и устанавливают в ячейку) Какую эталонную форму мы видим по горизонтали? (дети находят треугольник, называют его и устанавливают в ячейку)
Теперь вы умеете играть в «перекрестки наоборот» и можете поиграть в них сами: выбираете составную фигуру, которая вам больше нравится, и стараетесь, определить, из чего она получилась.
Здесь можно почитать конспект занятия с Математическими корзинками.