Пространственно-развивающая среда в ДОУ

Пространственно-развивающая среда в детском саду

Развивающая среда в ДОУ – одна из самых эффективных возможностей развития ребенка, позволяющая смоделировать различные жизненные ситуации и научить малыша адаптироваться к ним. Пространственно-развивающая среда выступает моделью социума. Она может быть самой разной и непременно должна быть связана с программой, по которой работает педагог. Развивающей средой можно назвать как специально оборудованные уголки, так и целую площадку с набором игрушек.

В дошкольных образовательных учреждениях при создании развивающей среды могут быть задействованы не только горизонтальные поверхности (пол, подоконник), но и стены или воздушное пространство комнаты (элементы, подвешенные к потолку).

Среда может быть разной, созданной вручную или при помощи специальных пособий, но в любом случае ее задачей является предоставить ребенку возможность самостоятельных действий, развития и творчества.

Организация развивающей среды требует от воспитателей знания детской психологии и четкого понимания детских потребностей. Среда должна быть комфортной и естественной, но важна не только уютная, приятная обстановка, окружение ребенка должно быть насыщенно разнообразными игровыми материалами и сенсорными раздражителями. Рационально организованная развивающая среда приучает детей к порядку и понимаю, что у каждой вещи есть свое специальное место.

Правильно организованная пространственно-развивающая среда оказывает позитивное влияние на всю деятельность ребенка. Развивающая среда ДОУ обязана включать в активную деятельность всех детей группы. Но в тоже время она должна поддерживать индивидуальность ребенка, давать ему возможность проявлять свои личные качества.

Современные возможности создания развивающей среды в ДОУ

Сейчас создание развивающей среды в детских садах намного облегчают различные современные методики. Красочные и наглядные пособия помогают приобрести базовые навыки в легкой, игровой форме. Хорошим примером пространственно-развивающей среды является Фиолетовый лес из методики Вячеслава Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». К этой технологии написан цикл сказок и созданы различные пособия. Ребенок легко включается в сказку, попадает в Фиолетовый лес и знакомится с его персонажами, помогающими выполнять интересные, развивающие задания. Такой подход не перегружает детей, дает им возможность учиться и творить в соответствии со своими темпами развития. 

Добавить комментарий