Фиолетовый лес как средство для создания развивающей предметнопространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС

Фиолетовый лес как средство создания развивающей предметнопространственной среды в ДОУ по ФГОС

Приказ о внедрении ФГОС для детский муниципальных образовательных учреждений вступил в силу 1 января 2014 года. ФГОС образца 2014 года предполагают немало изменений в системе дошкольного образования, однако одно из самых заметных изменений затронуло возможности для игр и развития детей в стенах ДОУ.

В соответствии с новыми стандартами, ДОУ должны обеспечить всем детям развивающую предметнопространственную среду, которая наилучшим образом будет способствовать их интеллектуальному, эмоциональному и физическому развитию.

По мнению многих экспертов, именно создание предметнопространственной среды в стенах ДОУ будет самым наглядным и понятным доказательством успешного перехода на новый стандарт образования.

 

Правильная среда

Что предполагается под фразой «предметнопространственная среда»? Это не просто набор разрозненных игрушек и пособий, а продуманный комплекс всех предметов, которые будут задействованы в образовательном процессе.

Какой будет предметнопространственная среда в каждом конкретном садике – вопрос, который должен решаться непосредственно в стенах самих ДОУ.

В России на данный момент разработано немало интересных программ дошкольного образования, и каждая из них будет требовать своего материального обеспечения.

 

Фиолетовый лес – обучающая среда вокруг ребенка

Немалой популярностью пользуется развивающие игры Воскобовича «Сказки Фиолетового леса». Она примечательна тем, что ее автор позаботился не только о теоретических наработках, но и полном материальном оснащении, необходимом для воплощения его развивающих игр и занятий.

Разумеется, материальное оснащение есть не только у методики Воскобовича, однако, отечественному автору удалось сделать в этой сфере нечто уникальное. Разработка В. В. Воскобовича под названием «Фиолетовый лес» трансформирует среду вокруг ребенка. В помещении, оснащенном «Фиолетовым лесом», обучение не сосредотачивается за столом или возле учебной доски. Все пространство вокруг ребенка становится обучающим.

 

Как выглядит Фиолетовый лес?

Что собой представляет «Фиолетовый лес»? Если очень упрощенно, это набор плоских фигур из плотного, толстого ковролина, которые крепятся на стенах. Фигуры помогают составить зоны, описанные в сказках В. В. Воскобовича: Ковровая полянка, Город говорящих попугаев, Чудо острова, Озеро Айс и др. В каждой зоне размещается определенное игровое пособие.

«Фиолетовый лес» полностью отвечает всем параметрам, которым должна соответствовать  развивающая предметнопространственная среда по ФГОС.

 

Что требует ФГОС от развивающей среды?

Во-первых, занятия с «Фиолетовым лесом» протекают в игровой форме, а ФГОС делает упор именно на игровых методах обучения.

Во-вторых, по требованиям ФГОС предметнопространственную среду должна отличать насыщенность, чему «Фиолетовый лес» идеально отвечает. Он предлагает огромное количество деталей, с помощью которых дети и воспитатели могут реализовывать предложенные Воскобовичем игры и игровые ситуации, а также придумать массу собственных. В процессе этих игр стимулируется мелкая моторика за счет работы с мелкими деталями, познавательная активность за счет усвоения знаний об окружающем мире, творческий потенциал благодаря придумыванию и проигрыванию ситуаций, сказок и даже целых спектаклей.

В-третьих, предметнопространственная среда должна быть трансформируемой, т.е. меняться в соответствии с образовательными целями, потребностями и интересами ребят. Это реализуется легко: части фиолетового леса могут сниматься, заменяться, дополняться, можно перенести его в другое место.

В-четвертых, соблюдается требование к полифункциональности. Детали «Фиолетового леса» можно применять не только по их прямому назначению, но и использовать как предметы-заместители в различных играх. К примеру, дети могут варить супы из листиков и цветов, «собранных» в фиолетовом лесу. Использовать детали в различных эстафетах. К примеру, попросить малышей пересадить цветы с одной поляны на другую и т.п.

В-пятых, «Фиолетовый лес», безусловно, отвечает еще одному требованию – доступность. В соответствии, с прилагающимися инструкциями детали леса должны размещаться на уровне роста ребенка, чтобы он мог свободно взаимодействовать с учебным материалом. Даже дети-инвалиды при определенных условиях смогут играть с фиолетовым лесом (например, можно разложить возле нужной учебной зоны подушки).

И заключительное требование — это безопасность. Все детали «Фиолетового леса» безопасны для использования детьми.

Добавить комментарий