Учимся играть с "Математическими корзинками" В. В. Воскобовича. Урок 3. 23.04.2015

Конспект занятий по математическому развитию в младшей группе с игрой «Математические корзинки – 5».

Тема урока №3: больше, меньше, поровну.

Цель: закрепить с детьми знания об осеннем сезоне; закрепить названия съедобных и несъедобных грибов; вспомнить сказку «Маша и медведь» и придумать для нее альтернативный сюжет; закрепить навык счета в пределах 5; познакомить с понятиями больше, меньше, поровну; способствовать развитию их сенсорных способностей, способности к концентрации внимания и умения логически мыслить.

Материалы: игра «Математически корзинки – 5», картинки с грибами на липучках (белый гриб, лисичка, опята, подберезовик, мухомор), ковролиновый коврик или коврограф Воскобовича, фигурка Маши и Медведя (можно использовать фигурки на свое усмотрение: фигурки из различных настольных театров, матрешки с этими персонажами; в нашем случае использовалась самодельная фигурка Маши и фигурка персонажа Мишик, разработанного В. В. Воскобовичем), желательно иметь декорации для фиолетового леса (можно самостоятельно сделать фигуры деревьев, кустов и травы из ковролина, снабдить их липучками и разместить на коврографе ЛИБО можно использовать готовую разработку В.В. Воскобовича – сенсорную развивающую среду «Фиолетовый лес»).

Примечание: занятие рассчитано на проведение в сентябре-октябре; предполагается, что дети уже знакомы с другими развивающими играми В. В. Воскобовича и его авторскими персонажами; этому занятию должно предшествовать ознакомительное занятие с «Математическими корзинками 5» (дети уже знакомы с цифрами от 1 до 5 и могут считать в этом промежутке); они уже ознакомлены с отличительными чертами осеннего сезона, названиями некоторых съедобных и несъедобных грибов, хорошо знают сказку «Маша и медведь».

Содержание

Педагог. Добрый день, дети!

(дети отвечают)

Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы с вами придумаем сказку – добрую-предобрую! Вы умеете придумывать сказки? (дети отвечают; предполагается, что дети в большинстве своем ответят «нет»)

Неужели не умеете? Ничего страшного, сегодня мы с вами научимся придумывать сказки, и вы поймете, что это на самом деле очень просто. А чтобы нам было проще, можно поменять сказку, которую мы с вами уже знаем. Как думаете, из какой сказки эта девочка? (педагог показывает фигурку Машеньки; дети высказывают предположения)

Правильно! Это Машенька из сказки «Маша и медведь»! Кто помнит, куда Машенька отправилась в самом начале сказки? (дети отвечают)

 Точно, а лес! Только сегодня мы ее отправим в необычный лес. (педагог обращает внимание детей на коврограф с фигурами деревьев или развивающую среду «Фиолетовый лес»). Кто помнит, как называется этот необычный лес? (дети овтечают)

Конечно, это Фиолетовый лес. Итак, Машенька отправилась в фиолетовый лес. Вот только за чем? Послушайте загадку.

 

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло,

Он считает - повезло!

 

Что же это такое?

(дети отвечают)

А что Маше нужно для грибов? (дети отвечают)

Да, без корзинки грибов не наберешь. Машенька девочка маленькая, она может унести корзинку только с тремя грибочками. Где у нас такая корзинка? (дети показывают ее) А точно в нее поместятся 3 гриба? Давайте посчитаем дырочки.  (дети считают) Да, эта корзинка в самый раз для Машеньки. И вот, наконец, Машенька зашла в лес, а в лесу осень, красота!

Сейчас я вам буду рассказывать, что Машенька увидела в лесу. Если я расскажу про то, что бывают осенью, вы должны похлопать. А если я что-то назову неправильно, вы должны потопать. Всем понятно? Если вы слышите что-то про осень – хлопаем, если не про осень – топаем. Итак, начинаем.

Шла Машенька по лесу. Видит, листики желтеют (педагог делает паузу и ждет реакции детей) и падают на землю (педагог делает паузу и ждет реакции детей). Идет дальше, смотрит цветы на деревьях распускаются (педагог делает паузу и ждет реакции детей). Не распускаются? (дети отвечают вербально) Хорошо. Отправляясь в лес, Машенька не забыла про курточку, потому что осенью становится прохладно и часто идет дождь (педагог делает паузу и ждет реакции детей).  А еще она положила в свою сумочку купальник, чтобы искупаться в речке (педагог делает паузу и ждет реакции детей). Нет, осенью не купаются в речке? (дети отвечают вербально) Правильно, осенью в реке не купаются. Шла Машенька по тропинке и увидела полную полянку одуванчиков (педагог делает паузу и ждет реакции детей). Да, отцвели одуванчики. А что же Маша могла увидеть осенью на полянке? (дети отвечают)

Точно! Давайте уже собирать грибы. Мы с вами уже знаем кое-какие грибы (педагог развешивает на коврографе картинки с белым грибом, лисичкой, опятами и подберезовиком и мухомором). Как же называются эти грибочки? Самый толстый грибочек зовут (педагог показывает карточку с белым грибом и ожидает ответ детей) А что за грибочек носит рыжий берет? (педагог показывает карточку с лисичкой и ожидает ответ детей) Ой, а тут целая компания грибов устроилась на пенечке (педагог показывает карточку с опятами и ожидает ответ детей) А что за гриб прячется под березами? (педагог показывает карточку с подберезовиками и ожидает ответ детей) И самый последний самый яркий грибочек, кто помнит, как он называется? (педагог показывает карточку с мухомором и ожидает ответ детей) Его можно есть? (дети отвечают) Правильно, нельзя! Только Машенька забыла это и самым первым положила в свою корзинку красивый мухомор. Давайте положим гриб в нашу корзиночку (педагог ждет, когда дети поместят гриб в математическую корзинку). Какие еще грибочки она положит в свою корзинку? (педагог обращает внимание на три картинки с грибами и приглашает детей выбрать еще два) Отлично, давайте положим в наши корзинки еще два гриба (педагог ждет, когда дети поместят два гриба в математическую корзинку). Ну что полная у нас корзинка? (дети отвечают)

Когда Маша набрала полную корзину грибов, она засобиралась домой, только забыла в какой он стороне. Машенька заблудилась, одна в большом лесу. Как думаете, что почувствовала Маша, когда поняла, что заблудилась? (дети делятся предположениями) А что нужно делать детям, чтобы не заблудиться в лесу? (дети делятся предположениями и педагог резюмирует их) Да, самое лучшее – ходить в лес со взрослыми и ни в коем случае не убегать от них.

Но Машеньке повезло в это время по лесу ходил Мишик. В Фиолетовом лесу все звери добрые, и даже медведь по имени Мишик. Пока Маша собирала грибы, Мишик тоже ходил по лесу и искал грибочки. Ему нужна корзинка побольше, чем у Маши, с цифрой 4. Где она у нас? (дети показывают корзинки) Точно! Мишик очень хорошо разбирался в грибах, поэтому он собрал только съедобные грибы. Какие съедобные грибы вы тут видите? (педагог показывает на картинки с грибами; дети должны по возможности ответить самостоятельно) Давайте сложим их в Мишину корзинку: белый гриб – это раз, лисичка – это два, опенок – это три, подберезовик – это 4. (по счету дети кладут грибочек в корзинку Мишика) Ну что полная корзинка? (дети отвечают)

И вот идет Мишик с полной корзинкой пол лесу и что он видит? (педагог показывает Машеньку, а дети отвечают) Да, Машенька сидит совсем одна и плачет. Подходит к ней Мишик и говорит: «Здравствуй, девочка. Не бойся меня. Я Мишик, добрый медведь. А тебя как зовут?»

«Машенька».

«А почему ты плачешь?»

«Я пошла в лес набрать грибов и заблудилась».

«Не плачь, я отведу тебя домой. А можно я посмотрю на твою корзинку?»

Давайте сравним Мишину и Машину корзинки. Где больше грибов? (дети отвечают) Да, у Миши больше грибов, потому что 4 больше 3.

И вдруг Мишик заметил в корзинке Маши (педагог показывает карточку с мухомором) Как думаете, что он ей сказал? (дети высказываются) Правильно, он сказал ей, что его нельзя есть! Мишик вынул из Машиной корзинки и положил в нее 1 гриб из своей корзинки. (дети перекладывают гриб из Мишиной корзинки в Машину) Давайте посчитаем сколько грибов получилось у Миши и у Маши. (дети считают и педагог делает вывод) У Миши три гриба, и у Маши – три, значит у них ПОРОВНУ грибов (педагог интонационно выделяет новое для детей слово).

После этого Мишик взял Машеньку из леса и повел ее домой в деревню.  А чтобы ей не было скучно он решил спеть ей песенку (можно спеть любую веселую известную детям песенку). Вот так заканчивается наша сказка. 

Здесь четвертое занятие.

← Назад к списку новостей