Конспект занятий по математическому развитию в младшей группе с игрой «Математические корзинки – 5». Тема урока №3: больше, меньше, поровну
Цель:
- закрепить с детьми знания об осеннем сезоне;
- закрепить названия съедобных и несъедобных грибов;
- вспомнить сказку «Маша и медведь» и придумать для нее альтернативный сюжет;
- закрепить навык счета в пределах 5;
- познакомить с понятиями больше, меньше, поровну;
- способствовать развитию их сенсорных способностей, способности к концентрации внимания и умения логически мыслить.
Материалы: игра «Математически корзинки – 5», картинки с грибами на липучках (белый гриб, лисичка, опята, подберезовик, мухомор), ковролиновый коврик или коврограф Воскобовича, фигурка Маши и Медведя (можно использовать фигурки на свое усмотрение: фигурки из различных настольных театров, матрешки с этими персонажами; в нашем случае использовалась самодельная фигурка Маши и фигурка персонажа Мишик, разработанного В. В. Воскобовичем), желательно иметь декорации для фиолетового леса (можно самостоятельно сделать фигуры деревьев, кустов и травы из ковролина, снабдить их липучками и разместить на коврографе ЛИБО можно использовать готовую разработку В.В. Воскобовича – сенсорную развивающую среду «Фиолетовый лес»).
Примечание:
- занятие рассчитано на проведение в сентябре-октябре;
- предполагается, что дети уже знакомы с другими развивающими играми В. В. Воскобовича и его авторскими персонажами;
- этому занятию должно предшествовать ознакомительное занятие с «Математическими корзинками 5» (дети уже знакомы с цифрами от 1 до 5 и могут считать в этом промежутке);
- они уже ознакомлены с отличительными чертами осеннего сезона, названиями некоторых съедобных и несъедобных грибов, хорошо знают сказку «Маша и медведь».
Содержание
Педагог. Добрый день, дети!
(дети отвечают)
Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы с вами придумаем сказку – добрую-предобрую! Вы умеете придумывать сказки?
(дети отвечают; предполагается, что дети в большинстве своем ответят «нет»)
Неужели не умеете? Ничего страшного, сегодня мы с вами научимся придумывать сказки, и вы поймете, что это на самом деле очень просто. А чтобы нам было проще, можно поменять сказку, которую мы с вами уже знаем. Как думаете, из какой сказки эта девочка?
(педагог показывает фигурку Машеньки; дети высказывают предположения)
Правильно! Это Машенька из сказки «Маша и медведь»! Кто помнит, куда Машенька отправилась в самом начале сказки?
(дети отвечают)
Точно, а лес! Только сегодня мы ее отправим в необычный лес.
(педагог обращает внимание детей на коврограф с фигурами деревьев или развивающую среду «Фиолетовый лес»).
Кто помнит, как называется этот необычный лес?
(дети отвечают)
Конечно, это Фиолетовый лес. Итак, Машенька отправилась в фиолетовый лес. Вот только за чем? Послушайте загадку. С виду он похож на зонтик, Только меньше во сто крат. Коль гроза на горизонте, Он бывает очень рад. Если дождик и тепло, Он считает — повезло! Что же это такое?
(дети отвечают)
А что Маше нужно для грибов?
(дети отвечают)
Да, без корзинки грибов не наберешь. Машенька девочка маленькая, она может унести корзинку только с тремя грибочками. Где у нас такая корзинка?
(дети показывают ее)
А точно в нее поместятся 3 гриба? Давайте посчитаем дырочки.
(дети считают)
Да, эта корзинка в самый раз для Машеньки. И вот, наконец, Машенька зашла в лес, а в лесу осень, красота! Сейчас я вам буду рассказывать, что Машенька увидела в лесу. Если я расскажу про то, что бывают осенью, вы должны похлопать. А если я что-то назову неправильно, вы должны потопать. Всем понятно? Если вы слышите что-то про осень – хлопаем, если не про осень – топаем. Итак, начинаем. Шла Машенька по лесу. Видит, листики желтеют (педагог делает паузу и ждет реакции детей) и падают на землю (педагог делает паузу и ждет реакции детей). Идет дальше, смотрит цветы на деревьях распускаются (педагог делает паузу и ждет реакции детей). Не распускаются?
(дети отвечают)
Хорошо. Отправляясь в лес, Машенька не забыла про курточку, потому что осенью становится прохладно и часто идет дождь (педагог делает паузу и ждет реакции детей). А еще она положила в свою сумочку купальник, чтобы искупаться в речке (педагог делает паузу и ждет реакции детей). Нет, осенью не купаются в речке?
(дети отвечают)
Правильно, осенью в реке не купаются. Шла Машенька по тропинке и увидела полную полянку одуванчиков.
(педагог делает паузу и ждет реакции детей)
Да, отцвели одуванчики. А что же Маша могла увидеть осенью на полянке?
(дети отвечают)
Точно! Давайте уже собирать грибы. Мы с вами уже знаем кое-какие грибы (педагог развешивает на коврографе картинки с белым грибом, лисичкой, опятами и подберезовиком и мухомором). Как же называются эти грибочки? Самый толстый грибочек зовут (педагог показывает карточку с белым грибом и ожидает ответ детей) А что за грибочек носит рыжий берет?
(педагог показывает карточку с лисичкой и ожидает ответ детей)
Ой, а тут целая компания грибов устроилась на пенечке
(педагог показывает карточку с опятами и ожидает ответ детей)
А что за гриб прячется под березами?
(педагог показывает карточку с подберезовиками и ожидает ответ детей)
И самый последний самый яркий грибочек, кто помнит, как он называется?
(педагог показывает карточку с мухомором и ожидает ответ детей)
Его можно есть?
(дети отвечают)
Правильно, нельзя! Только Машенька забыла это и самым первым положила в свою корзинку красивый мухомор. Давайте положим гриб в нашу корзиночку
(педагог ждет, когда дети поместят гриб в математическую корзинку).
Какие еще грибочки она положит в свою корзинку?
(педагог обращает внимание на три картинки с грибами и приглашает детей выбрать еще два)
Отлично, давайте положим в наши корзинки еще два гриба.
(педагог ждет, когда дети поместят два гриба в математическую корзинку)
Ну что полная у нас корзинка?
(дети отвечают)
Когда Маша набрала полную корзину грибов, она засобиралась домой, только забыла в какой он стороне. Машенька заблудилась, одна в большом лесу. Как думаете, что почувствовала Маша, когда поняла, что заблудилась?
(дети делятся предположениями)
А что нужно делать детям, чтобы не заблудиться в лесу?
(дети делятся предположениями и педагог резюмирует их)
Да, самое лучшее – ходить в лес со взрослыми и ни в коем случае не убегать от них. Но Машеньке повезло в это время по лесу ходил Мишик. В Фиолетовом лесу все звери добрые, и даже медведь по имени Мишик. Пока Маша собирала грибы, Мишик тоже ходил по лесу и искал грибочки. Ему нужна корзинка побольше, чем у Маши, с цифрой 4. Где она у нас?
(дети показывают корзинки)
Точно! Мишик очень хорошо разбирался в грибах, поэтому он собрал только съедобные грибы. Какие съедобные грибы вы тут видите?
(педагог показывает на картинки с грибами; дети должны по возможности ответить самостоятельно)
Давайте сложим их в Мишину корзинку: белый гриб – это раз, лисичка – это два, опенок – это три, подберезовик – это 4. (по счету дети кладут грибочек в корзинку Мишика) Ну что полная корзинка?
(дети отвечают)
И вот идет Мишик с полной корзинкой пол лесу и что он видит?
(педагог показывает Машеньку, а дети отвечают)
Да, Машенька сидит совсем одна и плачет. Подходит к ней Мишик и говорит: «Здравствуй, девочка. Не бойся меня. Я Мишик, добрый медведь. А тебя как зовут?» «Машенька». «А почему ты плачешь?» «Я пошла в лес набрать грибов и заблудилась». «Не плачь, я отведу тебя домой. А можно я посмотрю на твою корзинку?» Давайте сравним Мишину и Машину корзинки. Где больше грибов?
(дети отвечают)
Да, у Миши больше грибов, потому что 4 больше 3. И вдруг Мишик заметил в корзинке Маши (педагог показывает карточку с мухомором) Как думаете, что он ей сказал?
(дети высказываются)
Правильно, он сказал ей, что его нельзя есть! Мишик вынул из Машиной корзинки и положил в нее 1 гриб из своей корзинки. (дети перекладывают гриб из Мишиной корзинки в Машину) Давайте посчитаем сколько грибов получилось у Миши и у Маши.
(дети считают и педагог делает вывод)
У Миши три гриба, и у Маши – три, значит у них ПОРОВНУ грибов (педагог интонационно выделяет новое для детей слово). После этого Мишик взял Машеньку из леса и повел ее домой в деревню. А чтобы ей не было скучно он решил спеть ей песенку (можно спеть любую веселую известную детям песенку). Вот так заканчивается наша сказка.
Здесь четвертое занятие.