Школа или семья: что больше влияет на успеваемость первоклашек? Ученые нашли ответ 21.05.2016

Оценки в первом классе: что нужно, чтобы ребенок учился лучше?

Успехи первоклашек в математике и в словесности к окончанию первого класса можно предсказать еще до поступления в школу. Главные факторы, влияющие на успеваемость – качество дошкольной подготовки и социально-экономический статус семьи. Этими выводами поделился Центр мониторинга качества образования НИУ ВШЭ.

Они были получены в результате исследования, проведенного в 38 школах Татарстана. Ученые протестировали знания 1297 первоклассников в начале учебного года (осенью 2014 года) и по его окончании (весной 2015). Разницу в полученных результатах приняли за показатель эффективности обучения.

Первоклашки продемонстрировали навыки в чтении, письме, математике и словарном запасе. Кроме того исследователи собрали информацию о семьях учеников (образование, профессия, материальный достаток родителей), их социальном и эмоциональном развитии, а также учителях. В ходе исследования ученые задались целью установить связь между подготовкой учеников и их успехами в школе, а также выявить другие факторы, определяющие успеваемость первоклашек.

Возможность спрогнозировать успехи школьников беспокоит и родителей, и педагогов. И единодушия в этом вопросе нет. Мнение экспертов в разные годы склонялось то к роли семьи, ее материальному и культурному статусу, то к роли школы. Однако анализ ученых из НИУ ВШЭ в большей степени подтверждает первый вариант. 


Другими словами, успеваемость первоклашек больше зависит от вклада семьи, чем от школы.


Так, ученые выяснили, что между типом школы и прогрессом первоклашек в математике связь не прослеживается. Т.е. если судить об эффективности обучения не по обещаниям образовательных учреждений, а по оценкам их учеников, выходит, что и в гимназиях, и в обычных школах математике учат одинаково. По крайней мере, в первом классе.

Сверив все полученные данные, ученые сделали вывод, что больше всего на успеваемость первоклашек влияют подготовка к школе и социально-экономический статус семьи. 

Причем важен не столько уровень достатка, сколько уровень образования и культуры в семье. Дадим слово беспристрастным цифрам. Мамы гимназистов и лицеистов более образованы: 71% имеют высшее образование, 22% - среднее профессиональное. В обычных школах доля мам с высшим образованием– около 50%, со средним профессиональным – около 33%.

Кроме того исследователи проследили связь между размером домашней библиотеки и успеваемостью в школе. 


У учеников с богатой семейной библиотекой оценки оказались ожидаемо выше.


Если перед вами уже встал вопрос, как подготовить ребенка к школе, в нашем магазине вы найдете много полезного. В этом разделе собраны эффективные пособия для подготовки к школе: игры, книги и игрушки для обучения чтению, письму и счету.

Не обязательно тратиться на дорогие центры развития, чтобы хорошо подготовить ребенка к школе. Главное – ваше желание вложить в него лучшее, что у вас есть: время, внимание и искреннее стремление помочь малышу подготовиться к школьной жизни. 


В другой статье мы разбирались, как игрушки влияют на выбор профессии ребенком.


← Назад к списку новостей