Пространственно-развивающая среда в  ДОУ
10.10.2014

Пространственно-развивающая среда в  ДОУ

Развивающая среда в ДОУ – одна из самых эффективных возможностей развития ребенка, позволяющая смоделировать различные жизненные ситуации и научить малыша адаптироваться к ним. Пространственно-развивающая среда выступает моделью социума.

Она может быть самой разной и непременно должна быть связана с программой, по которой работает педагог. Развивающей средой можно назвать как специально оборудованные уголки, так и целую площадку с набором игрушек.

В дошкольных образовательных учреждениях при создании развивающей среды могут быть задействованы не только горизонтальные поверхности (пол, подоконник), но и стены или  воздушное пространство комнаты (элементы, подвешенные к потолку). Среда может быть разной, созданной вручную или при помощи специальных пособий, но в любом случае ее задачей является предоставить ребенку возможность самостоятельных действий, развития и творчества.

Организация развивающей среды требует от воспитателей знания детской психологии и четкого понимания детских потребностей. Среда должна быть комфортной и естественной, но важна не только уютная, приятная обстановка, окружение ребенка должно быть насыщенно разнообразными игровыми материалами и сенсорными раздражителями. Рационально организованная развивающая среда приучает детей к порядку и понимаю, что у каждой вещи есть свое специальное место. Правильно организованная пространственно-развивающая среда оказывает позитивное влияние на всю деятельность ребенка.

Развивающая среда ДОУ обязана включать в активную деятельность всех детей группы. Но в тоже время она должна поддерживать индивидуальность ребенка, давать ему возможность проявлять свои личные качества.

Современные возможности создания развивающей среды в ДОУ

Сейчас создание развивающей среды в детских садах намного облегчают различные современные методики. Красочные и наглядные пособия помогают приобрести базовые навыки в легкой, игровой форме.

Хорошим примером пространственно-развивающей среды является Фиолетовый лес из методики Вячеслава Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». К этой технологии написан цикл сказок и созданы различные пособия. Ребенок легко включается в сказку, попадает в Фиолетовый лес и знакомится с его персонажами, помогающими выполнять интересные, развивающие задания.

Такой подход не перегружает детей, дает им возможность учиться и творить в соответствии со своими темпами развития. Методика Воскобовича хороша тем, что в ней отсутствует оценочность. Она направлена на постепенное формирование логического мышления у детей. Все пособия многофункциональны, их можно использовать по несколько раз.

Для обучения детей чтению в домашних условиях и в ДОУ отлично подходит и методика Николая Зайцева. Самым известным и популярным его пособием являются «Кубики Зайцева», основанные на аналитико-синтетическом методе обучения. Этот подход предполагает систематизированное и комплексное использование таблиц и плакатов. Кубики Зайцева показывают детям, что слова могут раскладываться на слоги и звуки. Также дети учатся «писать» указкой по клеточкам специальной таблицы, подключая и «память тела». Аналитико-синтетический метод относится к звуковым методам обучения чтению. В комплекте Зайцева предоставляются аудиозаписи, где все те же схемы и слоги пропеваются под народные мотивы. Проговаривание или пропевание требуется и от ребенка, так как является мощным воздействием на память. Николай Зайцев ввел в достаточно традиционный метод обучения игровую сторону. Рассматривание крупных букв и ярких рисунков, складывание блоков-букв проводятся в виде веселой игры, во время которой дети успевают начать читать до того, как забава наскучит.

Логическое мышление и аналитические способности развивает технология Дьенеша.  Логические игры дают представление о таких сложнейших понятиях как алгоритмы и кодирование информации. Блоки Дьенеша будут интересны и двухлетним и пятилетним малышам. А некоторые логические игры будут полезны даже первоклашек. Для развития математических способностей подойдут и счетные палочки Кюизенера.  Пособие сделано, так чтобы все палочки одной длины была выкрашены в один цвет и обозначали определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает. Цветные  палочки позволяют сформировать у ребенка понятия числовой последовательности, состава числа и отношений «больше – меньше».

Достаточно популярна и методика Никитиных. Их игры представлены в виде головоломок, направленных на развитие логического и образного мышления с помощью достраивания и распознавания образов.  В каждой игре представлен набор задач, решаемых с помощью кубиков,  квадратов из картона, деталей из конструктора-механика и т. д. Головоломки могут быть как простыми, подходящими малышам  двух-трех лет, так и сложными даже для взрослых. Главной особенностью технологии Никитиных является то, что она рассчитана на совместную игру детей вместе с родителями.

Педагоги, работающие по методикам Воскобовича, Зайцева, Битно, Дьенеша, Кюизинера и Никитина,  отмечают, что занятия дают превосходные результаты. Дети проявляют активность, с удовольствием выполняют задания и устают меньше, чем на традиционных уроках.

Такие методики и пространственно-развивающие среды хороши универсальностью и необычностью. Их можно применять как в больших группах, так и индивидуально. А благодаря игровым пособиям родителям не составит труда создать собственную развивающую среду дома.

Новые стандарты дошкольного образования

1 января 2014 года правительством был введен новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС), касающийся дошкольного образования.

Основными его отличиями от стандарта 2010 года являются упор на «психологизацию» педагогического образования (т.е. меняются требования к воспитателям) и отказ от школяризации дошкольного образования. Отдельным пунктом выделена и предметно-пространственная развивающая среда как одно из условий реализации основной образовательной программы.

Татьяна Волосовец, директор Института психолого­-педагогических проблем детства Российской академии образования, в интервью «Вестнику образования» объясняет:

– Мы имеем дело с детьми дошкольного возраста, которые развиваются неравномерно, у каждого ребёнка свой темп развития, он может быть медленнее или быстрее в разные периоды, и это норма. Учёт закономерностей возрастного развития и индивидуальных особенностей обязателен. У дошкольника разница между физиологическим и паспортным возрастом может быть и год, и полтора. Именно поэтому оценка результата в форме контрольных работ, тестов, экзаменов категорически недопустима.

 

ФГОС делает огромный упор на психологию детей.  Педагог должен обладать достаточно широким спектром психологических знаний. Если раньше было достаточно выучить теорию в области педагогики и методики, то теперь  стали важны возрастная психология и психология развития.

Наглядным фактором, свидетельствующим о переходе на новый ФГОС, должна стать предметно-пространственная развивающая среда. В России существует несколько программ дошкольного образования, что дает возможность выбора. Каждая программа оснащена своей развивающей средой. Например, программа Монтессори направлена на развитие мелкой моторики, а значит, в пространственно-развивающей среде ДОУ обязательно будут шнурочки, кнопочки, гончарный круг. Лишь соответствие программы и предметно-пространственной среды способно дать положительные результаты.

Здесь можно прочитать, как организовать предметно-пространственную среду с помощью Фиолетового леса Воскобовича.

← Назад к списку новостей