15.09.2015

Методики раннего развития: Домана, Монтессори, Зайцева Никитиных 

Сегодня стало крайне популярно заниматься ранним развитием детей, начиная с младенческого возраста. Современный рынок предлагает мамам огромное разнообразие методик раннего развития, в преимуществах которых иногда весьма сложно разобраться.

«Робинзония» подготовила для родителей краткий обзор самых популярных в нашей стране методик для развития детей. Мы постарались подойти к сравнению максимально честно и учесть как плюсы, так и минусы.

Будем рады услышать ваше мнение об описанных нами методиках. Ведь обратная связь помогает нам предлагать вам самые эффективные развивающие игрушки и пособия. К обсуждению также приглашаются педагоги МДОУ и частных развивающих центров, которые могут поделиться практикой применения описанных методик.


Методика Глена Домана.

Суть: демонстрация карточек с рисунками, словами, точками и т.д. с младенческого возраста.

Об авторе: Глен Доман – американский ученый и врач, снискавший всемирную известность благодаря методике раннего развития малышей.

Изначально она была разработана для детей с поражением ЦНС, однако автор через какое-то время стал применять ее и для занятий со здоровыми детьми.

Плюсы:

Простота. Сама по себе демонстрация готовых карточек не требует  от родителя особого педагогического таланта. По большому счету она требует только регулярности. По мнению Домана,  карточки надо показывать ежедневно по несколько сеансов в день.

Расширение словарного запаса. Автор настаивает на том, что его методика отлично способствует расширению словарного запаса и накоплению энциклопедических знаний.

Минусы:

Временные затраты. Далеко не всем родителям удается найти время на ежедневный показ карточек по несколько раз в день.

Теория без практики. К тому же многие сомневаются в эффективности методики Домана, по крайней мере, если ее не дополняют методики другой направленности. По большому счету, демонстрация карточек способствует только накоплению информации без развития навыков и умений.


Методика Николая Зайцева.

Суть: если совсем коротко - обучать ребенка через игру. Обучение чтению по Зайцеву состоит в работе с его знаменитыми кубиками, которые помогают осваивать не просто буквы и звуки, а склады.

Об авторе: Николай Зайцев родился в 1939 г. В Санкт-Петербурге, известен в России как педагог-новатор. Главная новация – отказ от слогов в пользу так называемых складов.

Плюсы: автор, педагоги и родители многих детей говорят о том, что методика Зайцева помогает быстро научить ребенка чтению.

Минусы:

Дорогие пособия (по крайней мере, сами кубики Зайцева).

Серьезная подготовка. Требуется, как следует, разобраться в методике и предлагаемых автором пособиях, чтобы эффективно ими пользоваться. Для этого необходимо немало сил и времени на освоение методических указаний.

Размеры. Кубики Зайцева занимают достаточно много места и компактными их назвать нельзя.

Результаты. Некоторые родители жалуются, что у детей в школе возникают проблемы с фонетическим разбором слов.


Методика Марии Монтессори.

Суть: это, пожалуй, самая популярная в нашей стране методика, которая направлена на формирование практических навыков у ребенка. Для этого используются разнообразные рамки-вкладыши, бусы, игры с водой, крупами, песком, замочками и т.д. Игры по Монтессори направлены в первую очередь на развитие мелкой моторики, сенсорики, логики, образного мышления.

Об авторе: Монтессори была выдающимся педагогом, которая добилась блестящих результатов в работе с умственно отсталыми детьми в римском доме ребенка. Получается, это еще один специалист, который разработал методику для детей с отклонениями, а позднее расширил ее применение для здоровых ребят. Родилась Мария Монтессори за 50 лет до Домана – в  19 веке.

Плюсы: ребенок развивается естественно, без принуждения, в играх, которые привлекают его внимание и способствуют его развитию.

Минусы: за 100 лет методика не претерпела существенных изменений, в отличие от современных детей. Большинство детей нашего века прекрасно справляются со многим заданиями Монтессори в возрасте до двух лет. Поэтому родителям явно придется задуматься о каких-то  дополнительных методиках развития.


Методика Никитиных.

Суть: для родителя, который особо не вдается в теорию этой методики, смысл ее сводится к разнообразным играм с кубиками Никитина.

Об авторе: Борис Никитин – выдающийся педагог, который начал свою деятельность еще при СССР. За свою долгую жизнь они с женой Еленой вырастили семерых детей. Таким образом, автор имел возможность проверить свою методику на практике и неоднократно.

Плюсы: 

Кубики Никитина с прилагающимися к ним заданиями представляют собой по сути головоломки, которые отлично способствуют развитию логики, пространственному и образному мышлению. 

Кроме того конструирование из кубиков развивает мелкую моторику.

Минусы:

Однобокость развития. Эта методика весьма эффективна для развития мышления, однако одних кубиков недостаточно для гармоничного развития ребенка. Вам, без сомнения, придется дополнять игры Никитина другими методиками, которые будут способствовать развитию воображения, речи, социальных навыков и т.д. 

Здесь можно почитать про еще одну авторскую методику - Вячеслава Воскобовича.

← Назад к списку новостей