Кубики Чаплыгина: история игрушки и ее создателя 21.09.2015


Кубики Чаплыгина - история игрушки и ее автора

Интернет-магазин «Робинзония» знакомит своих покупателей с самыми популярными методиками и пособиями для детского развития. Сегодня в центре нашего внимания — динамические кубики Чаплыгина для обучения чтению. Вы узнаете, историю создания этих кубиков, а также поближе познакомитесь с их создателем.

 

С чего все началось

Евгений Чаплыгин известен сегодня в России как педагог-новатор, предложивший принципиально новое пособие для обучения чтению. Разумеется, такое новаторство возникло отнюдь не случайно.

Евгений Чаплыгин — отец троих детей, в обучение которых он вложил немало личного труда. Кроме того он 35 лет проработал тренером в спортивной школе, где сам занимался в юности. В своей профессиональной деятельности он добился немало успехов. Многим детям усилия тренера помогли развить хорошую физическую форму и поддержать таким образом здоровье на многие года, а трем из них удалось завоевать медали на первенствах СССР среди юниоров.

Начало любой удачной методики — в семье

Любая удачная методика для развития и обучения детей берет начало в семье. Примеров тому море: методика Никитиных, вырастивших семерых детей; развивающие игры Воскобовича, который воспитал и вырастил троих детей; ставшие популярными в России и по всему миру тетрадки Кумон тоже созданы отцом, японцем Тору Кумон, который решил помочь сыну со школьной программой. Этот список можно долго продолжать, но мы вернемся к Евгению Чаплыгину, который также попал в список пап, чьи старания на благо собственного ребенка, принесли немало пользы другим детям.

Обучение чтению старших детей у супругов Чаплыгиных, привыкших много читать, не вызвало проблем. После поступления в школу дополнительное образование детям практически не требовалось: школа советского периода предъявляла высокие стандарты к обучению и давала почти все для их достижения. Однако к рождению младшего ребенка поменялась обстановка в стране, поменялась школа, и от родителей потребовалось уже гораздо больше внимания к развитию и обучению своих детей.

Евгений начал заниматься с младшим сыном Никитой по «Азбуке для детей» Льва Толстого. Его сразу зацепило обращение Льва Николаевича к родителям — не начинать обучению чтению с букв, чтобы не создать ребенку массу проблем. При знакомстве с буквами многим малышам приходится долго привыкать к мысли, что буквы не существует отдельно друг от друга, а должны складываться в слоги и слова.

На первой странице азбуки была таблица со складами, составленная самим Львом Николаевичем. Отец и сын Чаплыгины заучивали склады и сразу пытались найти их в знакомых словах в других книжках. Результатом таких ненавязчивых занятий стало то, что к 5 годам Никита научился читать.

Примерно в это же время создателю динамических кубиков попалась статья о других знаменитых на всю Россию кубиках – Зайцева. В его методике был по сути тот же посыл, что и в азбуке Толстого – отказаться от запоминания алфавита в пользу знакомства со складами.

Чаплыгину как отцу понравилась методика Зайцева, и он сам охотно применял ее в обучении сына, однако он видел при этом, какая нагрузка ложится на взрослого, занимающегося по методике Зайцева, и что далеко не все профессиональные педагоги хорошо с ней справляются.

Это побудило Евгения задуматься: как упростить методику обучения по складам, чтобы это было эффективно и интересно для ребенка и в то же время просто – для взрослого.

Первый шаг к созданию кубиков

Чаплыгин не отказался от мысли дать материальное воплощение методике обучения чтению по складам. В конечном счете, он пришел к простому и изящному решению – соединить два кубика, которые будут вращаться относительно друг друга. На одном из кубиков он решил нарисовать согласные черным цветом, а на другом – гласные красным цветом. Вращая кубики, ребенок получает разные склады. В процессе игры с вращающимися кубиками ребенок естественным образом познает, как с помощью замены одной единственной буквы получается другой звук, а впоследствии и другое слово.   

Большинство детей интуитивно улавливают эту закономерность с первого раза и легко начинают прочитывать склады и слоги.

Это решение пришло к Чаплыгину в 99 году, однако по ряду причин он вернулся к ним только в 2005 году. Его методика оказалась весьма востребованной в новых условиях, когда от первоклашек уже при поступлении в школу стали требовать умения читать, писать и решать задачи.

Твердо решив создать свою методику, Евгений приступил к подготовке: за год он перебрал тысячи буквенных сочетаний, чтобы подобрать не просто слоги, а наиболее распространенные в русском языке СКЛАДЫ.

Также в связи с проблемами получения патента автору кубиков пришлось поменять их конструкцию. Впрочем, это пошло на пользу: изменения повысили число возможных складов на одном кубике. Это в свою очередь позволило сократить количество кубиков, необходимое для эффективного учебного процесса, и при этом в разы повысило возможность составления слов и предложений.

В готовом виде один кубик теперь имеет 40 вариантов складов. Из двух кубиков получается 3200 вариантов сочетаний складов, из которых можно составить до 70 слов. А из трех кубиков можно уже составить свыше 500 слов.

От идеи - к производству и первым наградам

Какое-то время было потрачено на поиски производственной компании. В конечном счете, кубики нашли своего производителя – компанию «Умница». Осенью 2009 года динамические кубики были впервые представлены публике на очередной выставке игрушек, а в 2010 году они заслуженно получили две золотых медали на международных выставках игрушек.

Сейчас Евгений Чаплыгин находится в новом творческом поиске, разрабатывая игрушки для обучения счету, орфографии, арифметики, таблицы умножения без зубрежки и скуки. Будем ждать от автора новых перспективных разработок! 


← Назад к списку новостей