Как мы научились читать 16.12.2016

Untitled-1.jpg

Как мы научились читать: 

наш редактор о том, как научить ребенка читать без педагогов и развивающих центров


У сотрудников «Робинзонии» есть особенность: у всех есть ребенок, а у некоторых не один. И всем нам приходится решать проблемы, с которыми сталкивается любой родитель. В этой статье я, редактор магазина Робинзония, поделюсь, как мне удалось научить моего ребенка читать. Без вездесущих букварей и кубиков Зайцева. Без детских капризов и потрепанных маминых нервов.

Что использовали: игра Зверобуквы (Банда умников), игра Читай-хватай (Банда умников), пособие Воскобовича «Читайка на шариках-1», книги «Зато сам!» (автор Татьяна Руссита, издательство «МИФ»).


За сколько мы научились читать: 1699 рублей. Общая стоимость наших игр и книг оказалась меньше стоимости месячного обучения в развивающем центре. 


Игры Банды умников покупались по акции  в нашем магазине (и сейчас мы как раз продаем их  со скидкой 15%). Книжечки «Зато сам» покупались по акции в «Лабиринте».  

Возраст ребенка: учиться читать начали в прошлом ноябре, когда дочке было почти 5 лет; стойкого результата добились к сентябрю этого года. Что такое стойкий результат в моем понимании: ребенок читает все, что видит вокруг, без моей помощи. Пушкин ей, конечно, не по зубам, но, к примеру, рекламную вывеску без длинных и сложных слов она в состоянии прочесть. Сколько слов в минуту, не знаю – нам в школу не скоро, так что за этими показателями мы пока не гонимся.

Что использовалось до игр: кубики с буквами, два букваря. По кубикам и букварю дочка не могла запомнить буквы и научиться складывать буквы в слоги. Не исключаю, что заниматься начали слишком рано: с кубиками занимались с 3 до 4 лет без результата; с букварем – в 5 лет.

А теперь подробнее о наших находках для чтения: когда стоит приступать к этим играм, что можно от них ожидать и как мы адаптировали эти игры под себя.


Зверобуквы Игра Банда умников

Зверобуквы / Банда умников

Что в игре: карточки со зверушками и буквами. Яркие, красивые. В дизайне нет налета «совковости», который встречается у многих «развивалок».

Что с ее помощью можно выучить: алфавит, чтение слогов и слов.

Когда начинать и до какого возраста игра подходит: начинать, мне кажется, можно лет с трех – просто показывать малышу буквы и называть их. Дочке сейчас почти 6, она уже умеет читать, и все равно иногда до сих пор достает Зверобуквы, потому что ей нравятся карточки, а также складывать слова из них.

Как играть: вариантов игр много на возраст от 3 до 10 лет. Про них стоит почитать на страничке самой игры или там же посмотреть подробную видео-инструкцию. А я лучше расскажу о наших вариантах игры.

Вариант 1 «Что за зверь?»

Когда мы выкладывали названия зверушек из букв, то я старалась «примерить» зверю «неродные» буквы. К примеру, если у нас был хомяк, я могла приставить вместо буквы «х» любую согласную и попросить дочку прочитать получившееся слово. Местами было очень весело: мы представляли, как может выглядеть этот невиданный зверь, что он ест, где обитает.

Зачем приставлять к словам «неродные» согласные? Таким образом мы с дочкой проработали разные слоги. Конечно, аналогичные задания есть в букварях, но их дочка категорически не воспринимала – скучно. Зато «создавать» невиданных зверей ей понравилось. Такова сила игровой формы обучения.

Вариант 2 «Превращения»

В Зверобуквах масса карточек со словами, которые очень просто «превращать» друг в друга. К примеру, слово лес можно превратить в слово «лиса» или «лев». Таким образом мы опять прорабатываем слоги.

Мы играли очень просто: брали две карточки с похожими по звучанию словами. Под первой я выкладывала соответствующие буквы, а для второй просила дочку подобрать новые буквы самостоятельно. Как правило, ей нужно было поменять одну-две буквы; с таким заданием она справлялась, даже не умея читать.

 

Читайка на шариках Воскобовича

Читайка на шариках / Воскобович

Что в игре: 4 листика со слогами, которые складываются «конвертиком». Загибая и отгибая углы «конвертика», можно складывать слова из разных слогов.

Что с ее помощью можно выучить: чтение слогов и слов.

Когда начинать и до какого возраста игра подходит: возрастные рамки давать не буду. Скажу лишь, что «Читайка» поможет, когда ребенок крепко знает алфавит и делает первые шаги в чтении слогов.

Мы подключили «Читайку» после «Зверобукв». В «Зверобуквах» отработка слогов проходила весело и непринужденно, но долго из-за постоянных перерывов на хи-хи и ха-ха (10 слогов примерно минут за 20-25). А с «Читайкой» мы могли отработать с десяток слогов за 5-7 минут.

Через 7 минут дочка уже начинала скучать, и интерес к «конвертику» пропадал. Но это нормально для ее возраста.

За играми «Банды умников» она высиживала по 30-40 минут. В них ребенка стимулирует азарт, а с «Читайкой» такого азарта нет. Но я все равно считаю, что это полезное пособие – это, наверное, самый дешевый способ (70 руб.) быстро отработать наиболее распространенные слоги.

 


Читай-хватай / Банда умников

Что в игре: жетончики из картона. Много жетончиков! На одной стороне картинки, на другой – слова. Простые слова (3-5 букв) выделены оранжевым, длинные (до 6-7 букв) выделены – синим.

В чем она поможет: довести чтение отдельных слов до автоматизма. Подчеркиваю: она на быстрое чтение отдельных слов. Прежде чем садиться за жетончики, ребенок должен без труда опознавать буквы и знать, как читаются слоги.

Когда начинать и до какого возраста игра подходит: в «Читай-хватай» опять же разные варианты игр на возраст от 4 лет до младшего школьного возраста.

Мы начали в 5 лет и 9 месяцев. Если честно, я не верила что жетончики помогут ребенку зачитать. Но после первой же партии поняла, что ошибалась. Когда мы сели играть по варианту «читаем слово - ищем картинку», оказалось, что мой нечитающий ребенок уже читает! Просто, оказывается,  ей это лень показывать. А в игре огромный стимул для чтения – обыграть всех, во что бы то ни стало.

Быстрота чтения с этой игрой нарабатывается буквально на глазах. С короткими словами мы успели сыграть всего пару раз, а потом ребенок затребовал дать ей жетоны с длинными словами.

 

«Зато сам!» / издательство «МИФ»

Эти книжечки не продаются в нашем магазине, и все же я не могу умолчать о них, потому что они внесли ощутимый вклад в наше обучение чтению.

Что это: 8 тонких книжечек, идеальных для первого самостоятельного чтения. Слова в них – в 1-4 буквы. Шрифт крупный. Картинка на каждом развороте. Истории интересные и понятные для малышей. И самое главное – к ним прилагаются наклейки, которые приклеиваются на книгу после прочтения. Дочка радовалась им, как спортсмен олимпийской медали.

Чем они хороши: эти книжечки не просто помогают тренироваться в чтении. Они учат ребенка получать удовольствие от чтения. Ребенок понимает, что читать – это оказывается весело и приятно! Этому способствует буквально все: от продуманного текста и иллюстраций до идеального качества бумаги и печати.

Как раз после этих книжечек, у нас начался период чтения всего, что на глаза попадается: от стиральной машины в ванной до всех рекламных вывесок на улице.


В другом обзоре мы рассказали про кубики для обучения чтению от Зайцева, Чаплыгина и Воскобовича. Честно описали их достоинства и недостатки и определили, какие из них подходят для дома, а какие - для развивающих центров.


← Назад к списку новостей