Готов ли ребенок к школе? Три простых признака 27.04.2016

Готовность ребенка к школе: на что родителю обратить внимание?

Чем ближе 1 сентября, тем чаще родители будущих первоклашек задаются вопросом: как разобраться, готов ли ребенок к школе? Среди массы рекомендаций можно выделить 3 элементарных признака. Зная их, вы сможете безошибочно определить готовность детей к школе.

1. Учебная мотивация.


Разнообразные пособия по педагогике выдадут родителям сухое определение, что этот вид мотивации определяет потребность ученика в усвоении знаний. Если ориентироваться на это определение, то едва ли учебная мотивация обнаружится у большинства первоклашек. Однако мы предлагаем более простую расшифровку этого понятия.

Учебная мотивация означает, что ради успеха в определенном деле ребенок готов преодолевать различные сложности, например, сдерживать свои импульсы. Что это означает на практике? Что ребенок готов разбираться в правилах новой непонятной игры, договариваться с партнерами по играм, придерживаться правил  для получения наилучшего результата и т.д.

Если такой мотивации не наблюдается, значит, ребенок к школе пока не готов.

2. Эмоционально-волевое развитие. 


За этим сложным понятием опять же стоит весьма простая способность – усидеть на месте и внимательно слушать, даже если тебе неинтересно. Подчеркнем, что тут два одинаково важных слова - «внимательно» и «неинтересно». Да, первоклашка должен быть в состоянии сосредоточиться на неинтересном для него предмете. По крайней мере, на полчаса.

Если вы задумаетесь про свои школьные годы, то, наверняка, вспомните беспокойных одноклассников, которым на уроке не сиделось на месте, хотелось шалить, подначивать других детей и т.д.  На большинство из этих непосед вешались неприятные ярлыки от «гиперактивности» до «необучаемости».  Хотя вполне возможно, что таким детям просто стоило отложить поступление в 1 класс на год. Но как же все-таки понять, созрел будущий первоклашка для школы или нет?

Просто понаблюдайте за ним в ситуациях, когда нужно сосредоточиться на чем-то не особо интересном. Простейший пример – во время настольной игры. Как он ведет себя, пока ждет своего хода? Терпеливо сидит за столом или придумывает себе другие занятия? В состоянии ли он уследить за своей очередью или вам приходится «возвращать» его в игру?

3. Развитие интеллекта и моторики. 


Тут все казалось бы просто: читает, считает, пишет – значит, готовность к школе налицо.  Однако родители могут понаблюдать за детьми и сделать более глубокие выводы:

- ребенок справляется с тестами для будущих первоклашек и это не вызывает у него напряжения;

- он может почитать, пописать, посчитать, но немного, недолго и с большими усилиями;

- он не может, и вы видите, что пока разумно не предъявлять эти требования.

С 1 и 3 вариантами все более менее понятно, но как быть со вторым? Очень часто родители приходят к выводу, что их чадо просто ленится, хотя на самом деле причина в психологической незрелости. Это означает, что мозг ребенка еще физически не готов к требованиям, предъявляемым школой, а, значит, первые годы обучения для него, скорее всего, пройдут в постоянном стрессе.


Всем будущим первоклашкам мы желаем хороших оценок и отличного настроения, а их родители могут заглянуть в наш раздел Подготовка к школе. Там вы найдете, все чтобы хорошо подготовиться к 1 классу и хорошо учиться в дальнейшем.

Если вам надо подтянуть оценки по русскому, обязательно загляните в раздел Игротека Ребус. В нем собраны обучающие игры, решающие массу задач без учебников и зубрежки: образование падежей и множественного числа, словарные слова, безударные гласные, правописание глухих/звонких/непроизносимых согласных и т.д. 

В другой статье мы разбирались, что больше влияет на оценки: школа или семья? 


← Назад к списку новостей